Три шага на пути к успеху

Три шага на пути к успеху

Единый Государственный Экзамен ввели в 2001 году, соответственно уже много лет такой способ сдачи экзамена практикуется в большинстве регионов России. Но споры вокруг ЕГЭ разгораются с новой силой из года в год. Одни считают, что это не лучший способ проверки знаний, так как не затрагивает личностные особенности учащихся, их достижения на протяжении всего периода обучения. Другие же, наоборот, говорят о том, что такая форма проверки знаний является наиболее объективной, так как в этом случае «оцениваются фактические знания и умения рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность». (www.pfo.ru). Как говориться, в споре рождается истина, но пока она не родилась, старшеклассники и родители самостоятельно пытаются подготовиться к ЕГЭ, как к решающей «битве» за будущее.

Во всём изобилии информационных источников с трудом можно отыскать реальные работы, посвященные проблеме психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ. Одним из немногих, кто занялся этой проблемой, является М.Ю. Чибисова, автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ». В своей работе она выделяет три компонента психологической готовности к сдаче Единого Госэкзамена. На основе этих данных попробуем разобраться, как наиболее эффективно подготовиться к ЕГЭ.

1. Готовность, связанная, непосредственно с процедурой проведения экзамена. Не смотря на то, что проводятся пробные проверки и по сотни раз всё разъясняется, ребёнок до конца не осознаёт что и как будет происходить во время экзамена. В этом случае необходимо изучить все этапы проведения экзамена, права и обязанности ученика, внимательно отнестись к разъяснениям педагогов и не бояться задавать вопросы – всё это поможет избавить от лишней суеты и волнения на самом экзамене. С процедурой проведения экзамена, а также с наиболее часто встречающимися ситуациями можно ознакомиться на официальном портале ЕГЭ www.ege.ru

Важно также разобраться в индивидуальных особенностях планирования времени. Экзамен состоит из двух частей А и В или из трёх А, В и С, в зависимости от предмета, которые возрастают в порядке сложности. Так, если учащийся мотивирован на успешную сдачу экзамена, предмет, который он сдаёт, является профильным, то силы желательно распределить следующим образом. На первую часть А выделить примерно 20 минут времени, на часть В — около 40 минут, остальное время потратить на выполнение заданий части С. Если ученик не мотивирован, например, он не собирается поступать в ВУЗ или предмет не является обязательным для поступления, то ограничений по времени не существует, главное перейти минимальный порог, а для этого важно решить первую часть А и попытаться за оставшееся время выполнить хоть сколько-нибудь заданий, для подстраховки. Отмечу, что на весь экзамен выделяется 4 часа.

2. Непосредственно знания, умения и навыки, полученные ребёнком в процессе обучения. Так, если возникают проблемы, связанные именно с познавательным компонентом, конечно, желательно мобилизовать силы, с целью преодоления этих трудностей. В этой связи очень важно заняться как наращиванием самого объема знаний, (дополнительные курсы или занятия с репетитором), так и тренировкой психических процессов, помогающих в усвоении этих самых знаний.

В первую очередь нужно обратить внимание на память, которая помогает в накоплении знаний, их сохранении и воспроизведении в нужный момент. Для тренировки памяти можно использовать следующие методы:

  • метод ассоциаций;
  • метод Цицерона;
  • метод компоновки и объединения по какому-либо признаку;
  • мнемонический приём, то есть рифма или шифровка первой буквы каждого слова в несложный текст. По такому принципу запоминаются цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Подробнее об упражнениях тренировки памяти можно узнать на сайте www.mnemonica.ru.

Важную роль в усвоении информации играет внимание, уровень его концентрации, произвольности и переключаемости. Высокий уровень концентрации помогает сосредоточиться на главном, произвольность – поможет удерживать внимание на объекте нужное время, а переключаемость – быстро перейти к следующему заданию не застревая на предыдущем.

Неуверенность, особенно в купе с тревожностью, (что чаще всего и бывает) ведет к тому, что человек говорит себе: «Я не смогу», «У меня не получится»

Для тренировки всех этих функций можно выполнять ряд упражнений, предложенных В.И. Леви.

  • непрерывное созерцание – необходимо направить взгляд в одну точку и в течение 3-5 минут пристально вглядываться, не отрывая взгляда;
  • мысленное созерцание – несколько секунд смотреть на предмет, за тем закрыть глаза и вызвать в памяти его образ, стараясь не упустить ни одной детали. На выполнение упражнения так же отводится 3-5 минут.

Можно выполнять так же упражнения, по типу найди 10 отличий или что исчезло с картинки.

Мышление, на мой взгляд, один из важнейших психических процессов, уровень развития которого играет значимую роль в подготовке к ЕГЭ. В данном случае будет уместнее говорить о логическом мышлении. В ситуации, если ответ на вопрос вызывает трудности, именно логика поможет найти ключ к ответу, с помощью рассуждений. Для развития как логического, так и образного мышления можно воспользоваться играми-головоломками: кубик-Рубика, шахматы и прочие игры, которые можно найти на просторах Интернета.

Отмечу, что для тренировки психических процессов важно не количество времени, потраченное на выполнение упражнений в день, а регулярное постоянство!

3. Личностный компонент. Здесь на первый план выступает уровень тревожности ученика. Для любого человека, а уж ребёнка тем более, сама обстановка экзамена вызывает эмоциональное напряжение. Дети, уровень тревожности, которых повышен, могут воспринимать такую ситуацию как некую опасность. Нагнетание обстановки вокруг предстоящей проверки знаний ещё больше усугубляет ситуацию и способствует дезорганизации. В результате, вместо того, чтобы выполнять задания, ребёнок тратит время на борьбу с эмоциями, увеличивая риск получить низкие баллы, даже если общие знания достаточно высоки.

Ещё одним показателем, влияющим на успешность сдачи ЕГЭ, является уверенность в себе. Когда человек уверен, он спокоен, сосредоточен и даже легкое волнение, которое, несомненно, присутствует в такой ситуации, не мешает ему настроится на выполнение задания.

Неуверенность, особенно в купе с тревожностью, (что чаще всего и бывает) ведет к тому, что человек говорит себе: «Я не смогу», «У меня не получится». Что приводит к тому, что ученик просто напросто обесценивает те умения и навыки, которыми он обладает, что способствует снижению результатов тестирования.

В этой связи будет полезна работа с учащимися по снижению уровня тревожности и повышению уверенности в себе. Такую работу желательно начать проводить ещё с 10-го класса, когда ребёнок не слишком загружен предметной подготовкой. Работа требует участия не только самого ребёнка, но и родителей, психологов и педагогов. На этом этапе очень важна эмоциональная поддержка со стороны родителей, необходимо, помогать своему ребёнку справляться с внутренним напряжением. Иногда достаточно просто выслушать, подбодрить и вселить уверенность – «У тебя всё получится!»

Психологи помогут составить план индивидуальной или групповой работы с детьми в формате тренинга. Такие занятия будут способствовать снижению уровня тревожности и повышению уверенности в себе. На тренинге учащиеся смогут научиться некоторым способам саморегуляции, что в дальнейшем поможет справляться со своими эмоциями, а так же стать более организованными, уравновешенными, способствовать мобилизации внутренних ресурсов для решения поставленной задачи, а, следовательно, повысить шанс на успех.

Во время подготовки к ЕГЭ родителям стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Чем выше уровень мотивации ребёнка, тем сильнее он стремиться получить высокий балл. Если же мотивация низкая или предмет, не является значимым для зачисления на ту или иную специальность (например, математика для лингвиста), не стоит требовать от него запредельных результатов и трезво оценить ситуацию, либо заняться повышением уровня мотивации.
  • Ребёнок должен сдавать не те предметы, которые он лучше знает, а те которые будут способствовать зачислению на необходимую специальность. Если ребёнок не может определиться с выбором, в этом могут помочь как родители, так и специалисты, занимающиеся профориентацией.

И помните, во всём нужна мера. Если на протяжении года или двух твердить ребёнку, что надо учиться чтобы сдать, гонять его по репетиторам, то толк хоть и будет, но появится и обратная сторона – усталость, апатия, раздражительность, снижение уровня концентрации и прочие симптомы стресса. Поэтому необходимо соблюдать режим труда и отдыха, который важно определить совместно с ребёнком. Если он занимается спортом или имеет какое-либо другое увлечение, не стоит их бросать, можно сократить время на них, если в этом есть необходимость. Прогулки на свежем воздухе, здоровый сон и правильное питание будут способствовать укреплению организма, а, следовательно, повышению стрессоустойчивости.

Единый Государственный Экзамен является очень сложным и значимым этапом в жизни старшеклассников, успех прохождения которого во многом зависит от подготовки к нему. Удачи, Вам, и терпения!

Автор Григорьева Анна.

Возврат к списку