Карманные деньги: важные правила

Карманные деньги: важные правила

Многие дети с самого раннего возраста знают, на что можно потратить карманные деньги, но не умеют планировать расходы и экономить. А ведь основы отношения человека к деньгам закладываются в детстве. Стоит ли давать ребенку карманные деньги? С какого возраста стоит это делать? Стоит ли ограничивать ребенка в карманных деньгах за проступки или плохое поведение?

Когда ребенок посещает детский сад, вопроса у родителей о карманных деньгах не возникет. Когда же бывший дошкольник становится первоклассником, вопрос наличия карманных денег становится очевидным. У школьника появляются такие расходы, как обед в школьной столовой, проезд в общественном транспорте и некоторые другие. Карманные деньги являются одним из способов экономического воспитания детей. Те дети, которых с детства приучают пользоваться деньгами, в зрелом возрасте более эффективно распоряжаются своими средствами.

Карманные деньги – это деньги, выделяемые ребенку на его СОБСТВЕННЫЕ нужды. То есть подразумевается, что ребенок должен их тратить по своему усмотрению. Однако существуют «заботливые» родители, которые считают что ребенок не может купить самостоятельно ничего хорошего, а обязательно потратит эти деньги на какую-нибудь ерунду (жевательная резинка, газировка, чипсы или, того хуже, сигареты). Такие родители чаще всего дают детям ровно столько, сколько ребенку потребуется на расходы (и ни копейкой больше!), мотивируя это тем, что «ребенок еще мал», «он(а) не умеет грамотно тратить деньги». Или же пытаются постоянно давать ребенку советы, как лучше потратить карманные деньги. Но так научить ребенка правильному обращению с деньгами нельзя! Однако и обратный вариант поведения, когда родители не интересуются, на что тратит карманные деньги ребенок, неверен. Как же найти золотую середину?

Во-первых, нужно четко оговорить сумму карманных денег и регулярность их получения. Конечно, эта сумма должна соответствовать бюджету семьи. И даже если друг вашего сына или дочери получает другую сумму, не стоит давать ребенку денег больше, чем вы можете себе это позволить. Если же ребенок настаивает на увеличении суммы, то можно сказать ему: «Мне очень жаль, что я не могу давать тебе больше денег на твои расходы. Я могу тебе выделить только такую сумму. Мы ограничены в средствах». Такая честность намного лучше воспримется ребенком, чем постоянные убеждения в том, что этих денег ему вполне хватит. Теперь о периодичности получения карманных денег: ребенку младшего школьного возраста можно выдавать деньги 1 раз в неделю, ребенку старшего школьного возраста – 1 раз в месяц. Сумма денег, выдаваемая на расходы, должна увеличиваться с возрастом ребенка.

Нерегулярность выдачи карманных денег и отсутствие оговоренной суммы, на которую может рассчитывать ребенок приводит к тому, что попытка грамотного экономического воспитания ребенка (а именно это и является целью!) станет неэффективной, и ребенок попросту не научится планировать свои расходы.

Во-вторых, нужно контролировать, на что тратит деньги ребенок. Разумеется, ребенок не должен ежедневно приносить чеки и отчитываться перед родителями, но разумный контроль за тратой денег должен присутствовать. Школьник, став обладателем настоящих денег, может потратить всю сумму сразу. Не стоит обвинять его и читать морали! Обсудите вместе, почему так получилось, что ваше чадо испытывает сейчас. Постарайтесь понять причины такой траты и совместно придти к какому-либо конструктивному решению. Если же такие ситуации повторятся, разделите эту сумму и выдавайте ее частями.

Если ребенок тратит карманные деньги на жевательную резинку, чипсы, сухарики и прочую «ерунду», постарайтесь объяснить, что эти продукты не несут никакой пользы для здоровья и могут являться причиной некоторых заболеваний (чаще со стороны пищеварительной системы).

Поощряйте стремление ребенка накопить деньги на какую-либо значимую покупку. Вы можете добавлять какую-то сумму за каждые накопленные ребенком, к примеру, 100 рублей.

В-третьих, ни в коем случае не мотивируйте ребенка карманными деньгами на хорошую учебу или выполнение каких-либо обязанностей по дому.

Исследователи установили, что давать деньги за помощь по хозяйству более свойственно молодым родителям. Родители же более зрелого возраста считают, что деньги детям следует давать просто потому, что они являются членами одной семьи. Не следует связывать помощь по дому/поведение/оценки в школе и карманные деньги воедино, лучше разделить эти вещи. В противном случае, вы рискуете вырастить человека, который ничего не будет делать бесплатно.

Не делайте карманные деньги средством манипуляции и шантажа.

Стоит ли наказывать лишением карманных денег? Нет, не стоит! Давайте представим, что вы купили ребенку игровую приставку, а он ее сломал. На ремонт приставки требуется определенная сумма денег. Вы можете предложить ребенку починить приставку за собственные деньги. Если сумма значительная, то можно предложить ребенку оплатить ремонт частями, чтобы он не тратил все свои сбережения сразу. Если же вовсе ограничить его в карманных деньгах, то он может начать занимать деньги у одноклассников или, еще хуже, начать воровать деньги из вашего же кошелька.

Помните, что цель распоряжения карманными деньгами – умение планировать свои расходы и экономить. Грамотно построив процесс взаимодействия ребенка и денег, вы сможете помочь ребенку эффективно и грамотно распоряжаться своим бюджетом в более старшем возрасте.

Автор: Хайдарова Резеда.

Статья опубликована в журнале «Здесь и сейчас», №2, июнь-июль 2012.

Возврат к списку